Кроп-фактор означает разницу в физических размерах между 35-миллиметровым (24×36 мм) кадром пленки и размером матрицы цифровой камеры. Проще говоря, это соотношение между диагональю кадра пленки и диагональю матрицы.
Термин "кроп" используется для описания цифровых камер, у которых размер матрицы меньше, чем у стандартного пленочного кадра. Такие камеры принято называть "кроп-камерами". Самые популярные зеркальные (любительские) фотоаппараты с кроп-форматом матрицы — Nikon с кроп-фактором 1.5 и Canon с кроп-фактором 1.6. Например, камера Canon с кроп-фактором 1.6 означает, что размер ее матрицы составляет 1.В 6 раз меньше, чем полнокадровый сенсор.
Матрица, размер которой соответствует размеру кадра пленки (24×36 мм), называется "полнокадровой". Этот размер условно считается имеющим кроп-фактор 1.
- Разница между полнокадровым и кроп-изображением
- Эквивалент фокусного расстояния
- Обозначение объектива
- Видоискатель
- Объективы для кроп-камер
- Как выбрать оптимальную камеру в конкретных условиях?
- Какая камера подходит для того или иного жанра фотографии?
- Как выбрать камеру в соответствии с вашим бюджетом?
- Какое еще оборудование необходимо фотографу?
- Размеры и вес
- На что снимают профессионалы?
- Как выбрать идеальную камеру?
- Критерии выбора фотоаппарата:
- Сменная оптика для кроп-камер[править | править код]
- Кроп-фактор и размеры сенсора[править | править код]
- Средний формат отправить | код отправки
- Малый формат отправить | править код
- Цена
- РЕЗЮМЕ
- Источники[edit].
- Эквивалентное фокусное расстояние
- На что влияет размер матрицы камеры?
- Эквивалентное фокусное расстояние[править править код]
- Объектив и кроп-фактор
- Динамический диапазон
Разница между полнокадровым и кроп-изображением
Что отличает две матрицы разного размера? Если один и тот же объектив используется на полнокадровой камере по сравнению с кроп-камерой, кроп-сенсор будет регистрировать меньшую часть изображения, преломленного объективом. Поле зрения будет более узким, создавая иллюзию увеличенного фокусного расстояния объектива.
Если смотреть через объектив камеры (круг), то можно увидеть полнокадровую матрицу (вверху справа) и кроп 1.6 матрица (внизу справа).
Из-за меньшего размера кроп-сенсор не может захватить все передаваемое изображение. Кроп 1.6 раз (для Canon), что приводит к увеличению при печати в том же формате. Эта визуальная разница в изображении привела к появлению термина "эквивалентное фокусное расстояние" (ЭФР).
Эквивалент фокусного расстояния
Производители указывают значения фокусного расстояния для объективов на основе полнокадровой матрицы.
EFR — определяет фактическое значение фокусного расстояния для полнокадровых камер, учитывая использование объектива на кроп-камерах.
Чтобы рассчитать эквивалентное фокусное расстояние, нужно умножить фокусное расстояние объектива на коэффициент кроп-сенсора. Например, умножение 50 мм на 1.6 приводит к эквиваленту 80 мм для полного кадра.
Это означает, что если мы используем 50-миллиметровый объектив на камере с кроп-сенсором, то на полнокадровой камере он будет эквивалентен 80 мм.
Кроп-фактор влияет на эквивалентные фокусные расстояния.
Обозначение объектива
Приведенные ниже сокращения используются для обозначения типа объектива:
Тип объектива Полнокадровый (FF) Кроп (матрица APS-C)
Canon EF EF-S
Nikon FX DX
Sony DT
Pentax FA DA
Sigma DG DC
Tamron - Di II
Объективы, разработанные для полнокадровых камер, можно использовать и с камерами, имеющими матрицы APS-C, но обратное не верно.
Видоискатель
Оптические видоискатели полнокадровых камер обеспечивают более высокий уровень удобства благодаря более крупному и яркому дисплею. Увеличенный размер видоискателя меньше напрягает глаза и позволяет лучше управлять автофокусом, особенно при ручной фокусировке.
Однако кроп-камеры обладают неожиданным преимуществом перед полнокадровыми аналогами в плане удобства расположения точек автофокуса в видоискателе. Если в кроп-камерах точки фокусировки охватывают значительную часть поля видоискателя, то в полнокадровых камерах все точки автофокуса, независимо от их количества, сгруппированы в центре кадра.
Необходимо понимать, что размеры модуля фокусировки в целом одинаковы как для кроп-, так и для полнокадровых зеркальных камер. Однако из-за большего видоискателя на полнокадровых камерах может показаться, что площадь, охватываемая точками фокусировки, меньше. Если вы предпочитаете использовать центральный датчик автофокусировки, а затем корректировать композицию, скорее всего, вас не будет беспокоить то, что точки фокусировки сжаты к центру. Однако если вы предпочитаете сохранять неизменной композицию после фокусировки, отсутствие периферийных датчиков может стать проблемой.
Объективы для кроп-камер
Объективы, предназначенные как для малоформатных пленочных, так и для цифровых полнокадровых камер, были тщательно продуманы, чтобы круг изображения, проецируемый объективом, полностью покрывал используемую область кадра. Важно отметить, что с уменьшением размера матрицы необходимость в таком большом круге изображения отпадает. Соответственно, производители фототехники, выпускающие камеры с кроп-фактором, разработали и объективы с уменьшенным кругом изображения. Эти объективы не только легче и компактнее, но и более доступны по цене по сравнению с объективами, предназначенными для традиционных форматов. Однако стоит отметить, что эти объективы не предназначены для использования с полнокадровыми камерами. Это связано с тем, что их меньшая окружность изображения приведет к появлению черных углов в кадре. С другой стороны, полнокадровые объективы можно использовать как с полнокадровыми, так и с кроп-камерами (при условии, что они механически совместимы), хотя, возможно, придется внести некоторые коррективы, чтобы учесть изменение эквивалентного фокусного расстояния.
Важно подчеркнуть, что независимо от формата, для которого предназначен объектив, фактическое фокусное расстояние обычно указывается на самом объективе, а не эквивалентное фокусное расстояние. EFR не является фиксированным значением, поскольку оно зависит от камеры, к которой подключен объектив. Таким образом, эквивалентное фокусное расстояние не является характеристикой только объектива, а скорее описывает систему объектив+сенсор в целом.
Мы ценим ваше внимание!
Как выбрать оптимальную камеру в конкретных условиях?
В настоящее время кажется совершенно очевидным, какие камеры лучше и дороже. Однако вопрос определения того, какая камера будет соответствовать вашим потребностям, в конечном итоге остается несколько неопределенным. Чтобы прояснить это, необходимо искренне ответить на несколько ключевых вопросов:
- Какой жанр фотографии вам интересен, и насколько вы привержены его развитию?
- Каков бюджет всей системы с учетом объективов и аксессуаров?
- Есть ли еще какое-либо фотооборудование, которое вы планируете приобрести?
Если вы уже определились с предпочитаемым жанром фотографии, но не знаете, какой фотоаппарат вам больше всего подойдет, вот полный список рекомендаций, которые помогут вам принять решение.
Какая камера подходит для того или иного жанра фотографии?
- Для съемки в путешествиях рекомендуется выбирать кроп-зеркальные фотоаппараты, поскольку они имеют преимущества в размере и весе. Они более доступны по цене и практичны для использования в отпуске, так как меньше опасений потерять или повредить их.
- При съемке пейзажей лучше использовать полнокадровую камеру благодаря более высокому разрешению, более широкому динамическому диапазону и лучшим объективам для широкоугольных снимков. Кроме того, использование креативных светофильтров может улучшить результаты. Однако важно отметить, что за эти преимущества приходится платить.
- Для ночной пейзажной съемки достаточно кроп-объектива, поскольку она обычно снимается со штатива на более длинных выдержках. Снижение стоимости и портативность кроп-зеркальной камеры делают ее подходящим вариантом для этого жанра.
- Когда речь идет о съемке красивых портретов с размытым фоном, предпочтение обычно отдается полнокадровым камерам. Однако и кроп-камеры могут дать отличные результаты. Единственное отличие заключается в том, что эффект боке может быть не таким плавным, а диафрагма объективов будет меньше.
- Если вам нравится снимать людей в темной обстановке, особенно в движении, то полнокадровая камера — очевидный выбор для ночной портретной съемки.
- Для съемки таких мероприятий, как концерты, корпоративные собрания и клубные вечеринки, необходима полнокадровая камера с высококачественной оптикой, поскольку часто приходится снимать при высоких значениях ISO.
- При съемке свадеб, как правило, снимаются как портреты, так и освещение приема. Поэтому для такого типа съемки крайне желательно иметь полнокадровую камеру.
- Когда речь идет о студийной съемке, обычно достаточно кроп-камеры. Полнокадровые камеры не дают существенных преимуществ при использовании студийного стробоскопического освещения.
- Спорт и природа. Кроп в этом контексте работает как обычный телеконвертер, увеличивая фокусное расстояние на кроп-фактор и приближая изображение. В этом случае очень важно иметь надежную систему автофокуса.
- Астрофотография. Выбор полнокадровой камеры даст лучшие результаты, обеспечивая более чистую картинку при высоких ISO.
Сравнение пейзажей на кроп-сенсорах и полнокадровых камерах.
Как выбрать камеру в соответствии с вашим бюджетом?
Важно понимать, что среди камер с кроп-сенсором и полнокадровым сенсором есть как бюджетные, так и высококлассные модели, каждая из которых отличается техническими характеристиками, такими как скорость автофокуса, работа в условиях низкой освещенности и качество сборки.
- Если ваш бюджет позволяет купить только бюджетную камеру с кроп-сенсором, то выбор прост. Вы не сможете найти подержанную полнокадровую камеру в этом ценовом диапазоне.
- Если бюджет не является проблемой, даже фотограф-любитель может инвестировать в высококлассную полнокадровую камеру и полный набор объективов.
- Однако если у вас есть определенный бюджет, позволяющий приобрести либо среднебюджетную полнокадровую камеру и бюджетный объектив, либо камеру с кроп-сенсором и тремя необходимыми объективами, то решение становится более сложным.
Какое еще оборудование необходимо фотографу?
Главная идея заключается в том, что для эффективной работы фотографу нужна не только камера. Помимо самой камеры (корпус и объектив), фотографу также необходимы объективы для различных фокусных расстояний, которые зачастую могут стоить дороже самой камеры. Наряду с этими предметами первой необходимости важно иметь рюкзак, штатив, аккумуляторы, карты памяти, вспышки, светофильтры и другие необходимые аксессуары. Кроме того, фотографу необходим компьютер с достаточным объемом оперативной памяти и качественный монитор, чтобы правильно отображать цвета и обеспечивать комфортную работу, не напрягая глаза. Это оборудование представляет собой минимальные требования для работы фотографа.
Если у вас есть средства, чтобы позволить себе это без ущерба для базовых потребностей, целесообразно инвестировать в полнокадровую камеру и объективы. Однако если это окажется слишком дорого, даже с кредитом, практичнее будет выбрать кроп-камеру. Таким образом, вы сможете позволить себе приобрести необходимые объективы, а компьютер купить позже.
Размеры и вес
В среднем полнокадровые камеры, как правило, крупнее и тяжелее кроп-камер. Однако основной причиной этого является не сам сенсор, который имеет относительно небольшой вес, а его расположение и связанные с ним особенности конструкции конкретной модели. В настоящее время профессиональные модели разрабатываются как прочные и надежные, поэтому они оснащаются полнокадровыми матрицами. С другой стороны, любительские камеры из легкого пластика оснащаются матрицами меньшего формата. Интересно, что существуют модели, которые находятся между этими двумя категориями, причем их параметры очень похожи и отличаются только размером матрицы и сопутствующими компонентами, такими как затвор и видоискатель. В результате эти модели имеют практически одинаковые размеры и вес.
Однако не многие люди носят с собой камеру, у которой нет объектива. Кроп-объективы, по сравнению с полнокадровыми, заметно легче и компактнее. При сравнении двух объективов с одинаковым диапазоном фокусных расстояний полнокадровый объектив обычно весит около 1.В среднем в 5 раз больше.
В результате, если вам нужен легкий походный комплект, общий вес которого не превышает одного килограмма, включающий камеру и два-три объектива с диапазоном фокусных расстояний от 28 до, как минимум, 300 мм в эквиваленте, то полнокадровых решений вы не найдете. С другой стороны, если вам требуется профессиональное репортажное оборудование, которое в настоящее время является исключительно полнокадровым, вам придется смириться с его внушительными размерами и значительным весом.
На что снимают профессионалы?
Для тех, кто только начинает заниматься фотографией и не знаком с настройками камеры, правилами композиции и техникой освещения, простое владение полнокадровой камерой не сделает их автоматически мастерами фотографии. Для них было бы выгоднее начать с камер с кроп-сенсором и сосредоточиться на том, чтобы научиться снимать интересные и привлекающие внимание кадры. Только когда они достигнут того момента, когда почувствуют, что их ограничивают технические недостатки кроп-сенсора (например, ограниченный динамический диапазон, меньшая чувствительность к свету и меньшая способность создавать красивое боке), им стоит задуматься о переходе на полнокадровую камеру.
Как правило, профессионалы выбирают полнокадровые камеры, потому что они дают технические преимущества при съемке потрясающих изображений и сокращают время постобработки. Например, во время таких мероприятий, как Олимпийские игры или спортивные состязания, фотографы часто используют Canon 1D X Mark II или Nikon D5. Canon 5D Mark III пользуется большой популярностью среди свадебных фотографов. Пейзажные фотографы, часто путешествующие по миру, ценят Nikon D810 и D850 за их исключительное разрешение и динамический диапазон. В последнее время наблюдается тенденция перехода коммерческих фотографов на полнокадровые беззеркальные камеры Sony.
Иногда смена системы фотоаппарата может потребовать покупки совершенно нового набора объективов, что может быть довольно дорогостоящим. Именно поэтому начинающим фотографам, которые всерьез намерены заниматься фотографией профессионально, рекомендуется начать с полнокадровой камеры и рассмотреть возможность записаться на курсы фотографии, чтобы быстрее окупить стоимость оборудования.
Как выбрать идеальную камеру?
Рынок предлагает широкий выбор цифровых зеркальных и беззеркальных камер с различными размерами матрицы, включая среднеформатные, полнокадровые, кроп и микро. Кроме того, существует множество производителей, настроек и маркетинговых стратегий, которые могут запутать покупателей в поисках идеальной камеры.
Итак, вот хорошие и плохие новости:
- Начнем с плохих новостей: Не существует универсальной идеальной камеры для любой ситуации.
- Но хорошая новость заключается в том, что существуют камеры, которые идеально подойдут для ваших конкретных нужд.
Вот почему фотографам важно расставить приоритеты и найти правильный баланс между инвестициями в камеру и получением максимальной отдачи от нее.
При выборе фототехники покупатели обычно учитывают несколько критериев.
Критерии выбора фотоаппарата:
Технические характеристики фотоаппарата
Самый важный из них — сенсор — мы рассмотрим в следующем разделе.
Лояльность к бренду. Если вы отдаете предпочтение технике Sony, неважно, сколько хвалебных отзывов получают Canon или Nikon, вы все равно выберете Sony.
Социальное доказательство. Если все ваши любимые фотографы используют Canon 6D, велика вероятность, что вы тоже выберете эту модель.
Цели, для которых вы покупаете эту камеру
Сначала определите, что вы собираетесь снимать: свадьбы или влоги, еду или моду, семью или путешествия, а затем выбирайте камеру.
Бюджет, который вы готовы выделить на покупку камеры. Эта сумма довольно гибкая, так как если вы поймете, что вам не хватает 300 рублей на камеру, подходящую для ваших нужд, вы найдете способ их получить.
Если вам придется выбирать из множества камер, представленных сегодня на рынке, вы можете оказаться в затруднительном положении.
Когда нужно решить, какие параметры действительно важны, а какие менее значимы для достижения желаемого результата, ответ может быть не сразу очевиден. Однако учет вашего конкретного бюджета и целей может упростить процесс принятия решения.
Сменная оптика для кроп-камер[править | править код]
Многие производители цифровых зеркальных камер разработали упрощенные варианты объективов и стандарты крепления, которые позволяют работать с наиболее популярными объективами, но при этом предлагают более короткую заднюю часть и более узкое поле зрения. Эти линейки объективов специально разработаны для цифровых камер того же стандарта и не совместимы с полнокадровыми или пленочными камерами. Однако упрощение конструкции этих объективов, особенно широкоугольных, позволяет создавать оптические устройства потребительского класса с отличным качеством. Наиболее известные стандарты в этой категории — Canon EF-S и Nikon DX. Объективы, соответствующие этим стандартам, позволяют получать высококачественные изображения в пределах 22.Поле 5×15 мм, что соответствует размеру матрицы APS-C.
Объективы, созданные для камер с кроп-фактором, как правило, не могут использоваться со стандартными объективами, даже если они имеют одинаковую конструкцию крепления. Этой проблемы можно избежать, если использовать модифицированную хвостовую часть, уходящую дальше в корпус камеры, например, серию Canon EF-S. В некоторых случаях (например, камеры Pentax и Nikon) технических ограничений на установку может не быть, но объектив может вызывать заметное виньетирование или ограничивать поле изображения за пределами центрального круга. С другой стороны, при использовании стандартных объективов с кроп-камерами ограничений нет.
Кроп-фактор и размеры сенсора[править | править код]
Средний формат отправить | код отправки
Обозначение | Kf | Ширина (мм) | Высота (мм) | Диагональ (мм) | Площадь (мм²) | Пример камеры |
---|---|---|---|---|---|---|
Панорамный "6×17" | ||||||
Полнокадровый "6×4.5" | 1 | 56 | 41.5 | 69.7 | 2,324 | Киев-88, Киев-90 при использовании кассет с размером кадра 6×4.5 см |
Mamiya RZ | 1.25 | 48 | 36 | 60 | Mamiya RZ | |
Pentax 645D | 1.26 | 44 | 33 | 55.2 | 1,463 | Pentax 645D |
Формат Leica S | 1.29 | 45 | 30 | 54.1 | 1,350 | Leica S2-P |
Leaf Credo | 53.7 | 40.3 | Mamiya 645D | |||
Leaf Credo | 43.9 | 32.9 | Mamiya 645D |
Малый формат отправить | править код
На диаграмме представлены размеры различных видов фото-, кино и видеоаппаратуры, а также их кратность увеличения по отношению к малоформатному кадру.
Цена
Несомненно, кроп-камеры более бюджетны по сравнению с полнокадровыми аналогами. В настоящее время стоимость кроп-камер DSLR начального уровня начинается примерно с пятисот долларов, а полнокадровые камеры обычно стоят около двух тысяч долларов. Такое расхождение в ценах можно объяснить не только тем, что датчик изображения действительно является самым дорогостоящим компонентом цифровой камеры, но и стратегическими маркетинговыми решениями, принятыми основными производителями камер. Даже если бы стоимость производства сенсора была незначительной, Nikon и Canon все равно стратегически позиционировали бы полнокадровые камеры как премиум-предложения, в первую очередь в маркетинговых целях.
В любом случае, даже если у вас достаточно средств для перехода на полнокадровую камеру, подумайте вот о чем: действительно ли вы изучили весь фотографический потенциал кроп-сенсоров, или это понятие навязано вам искусственно? Не выгоднее ли направить дополнительные средства на приобретение дополнительных объективов, вспышек, штатива, обучающих материалов или других инструментов, которые окажут более непосредственное и заметное влияние на ваши фотографии, а не только на увеличение формата?
Мы ценим ваше внимание!
РЕЗЮМЕ
Если вам интересно узнать личное мнение профессиональных фотографов, то вот интересная статистика нашей фотошколы: из всех фотографов, преподающих в нашей школе, только один из двадцати четырех использует кроп-камеру. Остальные предпочитают снимать на полнокадровую камеру. Однако если говорить о студентах нашей фотошколы, то они чаще используют кроп-камеры, чем полнокадровые.
Если вы не являетесь профессиональным фотографом, вы все равно сможете добиться отличных результатов с помощью качественной кроп-камеры с хорошей оптикой. Если у вас ограниченный бюджет, то выгоднее приобрести кроп-камеру и 2-4 объектива с широким диапазоном фокусных расстояний, чем покупать полнокадровую камеру и всего 1-2 объектива. Конечно, если вы снимаете в основном в одном жанре (например, портреты) и для ваших нужд достаточно одного объектива (например, пятидесятимиллиметрового), то, возможно, имеет смысл приобрести полнокадровую камеру. Не забывайте, что повышение качества изображения не всегда оправдывает более высокую стоимость камеры.
Если вы стремитесь к выдающимся достижениям в своей области, инвестируйте в полнокадровую камеру — и у вас будет стимул быстро и эффективно окупить затраты на нее.
Клип-арт Максима Русакова размещен на обложке статьи.
Источники[edit].
- Страница 44.
- Страница 15.
- (англ.). Краткая информация о цифровых зеркальных камерах Kodak серии DCS. Фотография в Малайзии. Дата доступа: 3 января 2014 г.
- Джим Макгарви. (English). NikonWeb (июнь 2004). Дата доступа: 18 января 2014 г.
- ↑. Линзы. Образовательный проект FUJIFILM (22 августа 2012 г.). Дата обращения: 3 мая 2014 г.
- Страница 16.
- Владимир Медведев. (Ссылка недоступна). Таблица характеристик матриц цифровых фотоаппаратов. Персональный сайт (15 марта 2012 г.). Дата доступа: 26 января 2014 г.
- Валентин САВЕНКОВ. (Ссылка недоступна). Фото& Технология. Журнал для потребителей (2004). Дата доступа: 21 января 2014 г.
- Наши экзамены. ProPhotos (14 января 2013). Опубликовано 6 октября 2014 г.
- , p. 3.
Эквивалентное фокусное расстояние
Предположим, что используемая вами матрица камеры имеет размер 24 x 16 мм (формат APS-C). Этот сенсор 1.В 5 раз меньше по линейным размерам по сравнению с полнокадровым сенсором (36 x 24 мм), в результате чего кроп-фактор составляет 1.5. Диагональ матрицы APS-C составляет примерно 28.9 мм, что также составляет 1.В 5 раз меньше, чем диагональ полнокадрового сенсора, которая составляет 43.3 мм. Важно отметить, что стандартный или обычный объектив — это объектив с фокусным расстоянием, примерно равным диагонали кадра камеры. Например, на полнокадровой камере объектив с фокусным расстоянием 50 мм будет считаться стандартным. Однако, когда этот же объектив установлен на камеру формата APS-C, вы заметите, что фокусное расстояние кажется намного больше по сравнению с диагональю кадра. В результате объектив превращается из обычного в длиннофокусный. Кроме того, угол изображения объектива уменьшается пропорционально уменьшению размера матрицы, напоминая угол изображения более длинного объектива. Это происходит из-за разницы в размерах матриц.
Разумеется, модификация камеры не изменяет и не может изменить фактическое фокусное расстояние объектива. Изменилась лишь перспектива изображения. Фокусное расстояние — это неотъемлемое свойство объектива, которое не зависит от камеры, к которой он прикреплен, или размеров его матрицы. Однако угол изображения зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от размера матрицы.
Чтобы было проще объяснить, как работают объективы на камерах с разными размерами фотосенсора, фотографы используют термин "эквивалентное фокусное расстояние" (ЭФР) для описания видимого увеличения фокусного расстояния объектива, вызванного более узким углом его изображения при использовании кроп-сенсора. Эквивалентное фокусное расстояние указывает на объектив, который необходимо использовать при съемке на полнокадровую камеру, чтобы получить такое же поле зрения, как при использовании меньшей матрицы.
Эквивалентное фокусное расстояние можно рассчитать, умножив истинное фокусное расстояние (FD или ƒ) на кроп-фактор (Kf). Например, если объектив имеет фокусное расстояние 35 мм и используется с матрицей, имеющей кроп-фактор 1.5, эквивалентное фокусное расстояние будет равно 53 мм, что, по сути, делает объектив стандартным. Зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 18-55 мм, обычно используемый в любительских камерах, будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 27-84 мм, что делает его универсальным объективом, охватывающим как широкоугольные, так и умеренно длиннофокусные расстояния. При использовании полнокадровой камеры, кроп-фактор которой равен 1, эквивалентное фокусное расстояние совпадает с реальным фокусным расстоянием.
Фраза "эквивалентное фокусное расстояние" не должен вводить в заблуждение. При сравнении двух объективов на камерах разных форматов с одинаковым эквивалентным фокусным расстоянием эквивалентным будет только угол изображения. Другие факторы, такие как светосила, боке и глубина резкости, не зависят от эквивалентности. Эти параметры зависят от нескольких факторов и могут различаться у разных объективов. Аналогично, при использовании одного и того же объектива на разных камерах изменится только эквивалентное фокусное расстояние, а все остальные параметры, включая истинное фокусное расстояние, останутся неизменными.
На что влияет размер матрицы камеры?
При съемке в условиях недостаточной освещенности меньшие матрицы более чувствительны к появлению шумов. Если вам нравится снимать вечерние или ночные пейзажи, портреты в помещении без студийного освещения или освещать мероприятия, рекомендуется использовать полнокадровую камеру. С другой стороны, для дневных портретов на улице или в студии со студийным освещением вполне подойдет кроп-камера.
- Чем меньше матрица, тем меньше динамический диапазон. Динамический диапазон определяет способность захватывать широкий диапазон яркости без потери информации в самых ярких и самых темных областях фотографии. В сценариях с ярким небом и темной землей экспозиция для неба приведет к хорошо проэкспонированному небу, но черным теням на земле. И наоборот, экспозиция по земле приведет к хорошо проэкспонированному пейзажу, но яркому белому небу. Чтобы преодолеть эту проблему, можно использовать режим HDR или сделать несколько экспозиций на штативе и скомпоновать их в Photoshop. Хотя динамический диапазон полнокадровой матрицы шире, чем у человеческого глаза, он важен в первую очередь для пейзажной фотографии. Для повседневного использования, например, для запечатления семейных моментов для альбомов, нет необходимости вкладывать деньги в полнокадровую камеру, поскольку она не может повторить визуальные ощущения наших собственных глаз.
- …чем меньше глубина цвета. Эта настройка определяет, сколько оттенков цвета может передать камера. При использовании большей глубины цвета переходы между оттенками будут казаться более плавными по сравнению с камерой с меньшей глубиной цвета. Если вы предпочитаете снимать полутоновые изображения с акцентом на тональную перспективу, где оттенки серого имеют решающее значение, рекомендуется выбрать полнокадровую камеру. С другой стороны, если вы снимаете преимущественно цветные и контрастные фотографии, лучшим вариантом будет камера с кроп-сенсором.
- …чем меньше камера. Как правило, полнокадровые камеры имеют больший размер по сравнению с кроп-камерами. Хотя в некоторых случаях это может быть выгодно: более крупная камера производит впечатление профессионализма и надежности (хотя это не всегда так), это также может быть неудобно, особенно в путешествиях. Однако беззеркальные полнокадровые камеры предлагают решение этой проблемы, поскольку они значительно меньше и легче традиционных полнокадровых камер без ущерба для качества изображения. Поэтому для съемки в путешествиях рекомендуется выбирать кроп или полнокадровую беззеркальную камеру.
- Камера становится дешевле по мере уменьшения размера матрицы. Несменяемая матрица — самый дорогой компонент камеры. Таким образом, маленькие матрицы способствуют снижению цен, но при этом ухудшают качество фотографий. Цена камеры прямо пропорциональна размеру матрицы: например, полнокадровая камера может быть в 5 или даже 10 раз дороже кроп-камеры. Если вы хотите научиться фотографировать, но у вас ограниченный бюджет, кроп-камера — хороший выбор. Влияние знаний о настройках и композиции гораздо более значимо, чем размер матрицы, когда речь идет о качестве фотографий. Однако если вы стремитесь к профессиональному развитию в области фотографии, целесообразно вложить деньги в полнокадровую камеру и окупить расходы за счет нескольких платных съемок.
- …чем больше ГРИП. Размер матрицы не оказывает прямого влияния на глубину резкости, но он влияет на ГРИП при использовании того же объектива для съемки изображения с аналогичным масштабом и размытием. Чтобы добиться этого, необходимо либо увеличить расстояние до объекта съемки, либо изменить фокусное расстояние объектива, и оба этих фактора влияют на ГРИП. Вот почему на полнокадровой камере легче добиться красивого размытия по сравнению с кроп-объективом.
- …чем меньше угол обзора. Сама матрица не влияет на угол обзора камеры, но при использовании того же объектива на кроп-камере полученное изображение будет обрезано на коэффициент, определяемый кроп-фактором. В то же время на полнокадровой камере изображение будет занимать весь кадр. Преимущество использования кроп-камеры заключается в том, что она эффективно увеличивает изображение, захваченное объективом. Например, на кроп-камере с кроп-фактором 2 300-мм объектив даст изображение, эквивалентное 600-мм объективу на полнокадровой камере. Однако это также означает, что на кроп-камере диафрагма объектива будет уменьшена вдвое. Хотя это выгодно при съемке диких животных и птиц в ярких условиях, при съемке семьи в маленькой комнате могут возникнуть ограничения. Например, 50-миллиметровый объектив на кроп-камере с кроп-фактором 1.5 приведет к эффективному фокусному расстоянию 75 мм и уменьшит значение диафрагмы объектива, из-за чего в кадр могут не поместиться все члены семьи, даже если они стоят в дальнем углу комнаты.
Эквивалентное фокусное расстояние[править править код]
Фотографы, привыкшие к соотношению фокусного расстояния и угла обзора на малоформатной технике, столкнулись с трудностями при выборе объективов для цифровых камер. Для решения этой проблемы было введено понятие "эквивалентное фокусное расстояние" (ЭФР). Она представляет собой фокусное расстояние объектива, который обеспечит аналогичное поле зрения на камере с определенным кроп-фактором. Например, объектив 31 мм (при использовании на камере с кроп-фактором ≈1.6) эквивалентное фокусное расстояние 50 мм на 35-миллиметровой камере.
Чтобы сравнить фокусные расстояния двух объективов, предназначенных для разных камер, умножьте указанные на объективах фокусные расстояния на кроп-фактор соответствующих камер. Например:
1. Объектив под названием "SMC Pentax-DA" маркируется как "18~55 мм." Камера, на которой он используется, имеет кроп-фактор 1.53. Умножив фокусные расстояния на кроп-фактор, мы получим ЭФР 28~84 мм.
2. Объектив камеры Olympus C-900Z имеет маркировку "5.4~16.2 мм." Кроп-фактор этой камеры равен 6.56. При перемножении мы получаем ЭФР 35~106 мм.
Теперь, если мы переведем фокусное расстояние обоих объективов в EFR, мы сможем сравнить их. Первый объектив имеет более широкое угловое поле в широкоугольном положении, а второй — в более длинном телеположении.
Объектив и кроп-фактор
При покупке объектива для фотокамеры вы можете столкнуться с обозначениями FX и DX.
Камера FX относится к тем, которые имеют полнокадровую матрицу 24×36 мм.
Аналогично, обозначения DX (для Nikon) и EF-S (для Canon) указывают на использование матрицы меньшего размера.
При выборе объектива важно учитывать, что он должен быть совместим с форматом камеры (FX или DX), чтобы избежать проблем с границами изображения. Этот кроп-фактор может привести к таким эффектам, как "виньетирование" где углы кажутся более темными.
Изображение на матрицах с разными кроп-факторами показано на рисунке. Слева показано, как объектив формата DX, установленный на камеру формата FX, не может охватить всю площадь матрицы, что приводит к виньетированию. С другой стороны, правая часть изображения демонстрирует, что при использовании объектива DX на камере FX таких проблем не возникает.
Динамический диапазон
Полнокадровые камеры предлагают потенциально более высокий динамический диапазон по сравнению с камерами с кроп-кадром благодаря большему размеру датчика изображения. Полнокадровая матрица имеет размеры 36 x 24 мм, а матрица APS-C (например, Nikon DX) — 24 x 16 мм с кроп-фактором 1.5. Увеличение линейных размеров датчика в 1 раз.5 приводит к изменению площади в 2 раза.25.
Таким образом, при одинаковом разрешении полнокадровая матрица с более крупными фотодиодами имеет примерно вдвое большую емкость по сравнению с фотодиодами матрицы APS-C. Удвоение емкости фотодиода приводит к удвоению отношения сигнал/шум, что означает увеличение динамического диапазона на один шаг экспозиции. Соответственно, максимальное значение чувствительности ISO у полнокадровых камер примерно на одну ступень выше, чем у аналогичных моделей с матрицами APS-C. Кроме того, при одинаковых значениях ISO шум, производимый полнокадровым сенсором, менее ощутим.
Проще говоря, съемка камерой APS-C при ISO 3200 будет такой же шумной, как и съемка полнокадровой камерой при ISO 6400. Разница становится менее заметной при более низких значениях ISO, а при съемке с базовым значением чувствительности (обычно ISO 100) преимущество полнокадровой камеры заключается в ее способности извлекать больше деталей из теней при постобработке.
Важно отметить, что приведенное выше сравнение применимо только к камерам с аналогичным разрешением, выпущенным примерно в одно и то же время. Технологии постоянно развиваются, и новые кроп-камеры объективно лучше старых полнокадровых моделей, особенно в плане динамического диапазона. Если вы не планируете снимать на очень высоких значениях ISO, любая современная камера должна обеспечивать достаточный динамический диапазон, если ее кроп-фактор не превышает двух. Для большинства людей разница в один-два стопа динамического диапазона будет практически незаметна. Если вы обнаружили, что ваша камера производит много шума при высоких значениях ISO, попробуйте снимать на пленку при ISO 800, чтобы побороть свой перфекционизм. Вы можете быть удивлены тем, насколько чистыми получаются снимки с вашей любительской зеркальной камеры.